Консервативная революция и гитлеризм.

257524100Консервативная революция —  немецкое национал-консервативное философское и политико-идеологическое течение, возникшее и развивавшееся в период, последовавший за окончанием Первой мировой войны, в эпоху Веймарской республики.

Идеи, исповедовавшиеся представителями консервативно-революционного движения, как правило, рассматриваются в контексте развития т. н. «идеологий Третьего Пути» (или «Третьей позиции»), противопоставляющих себя как марксизму, так и либерализму.

Мыслители, относившие себя к консервативно-революционному лагерю, были сторонниками «нового» консерватизма и национализма, имеющего специфически немецкую, прусскую природу. Подобно другим консервативным движениям того же периода, они искали способ противодействия набирающему силу коммунистическому движению, при этом некоторые из консервативных революционеров были сторонниками «консервативного социализма».

Армин Мёлер, в своей книге «Консервативная Революция в Германии 1918—1932» (нем.  Die Konservative Revolution in Deutschland 1918–1932), говоря о консервативно-революционном движении в целом, отмечает, что для правой версии «консервативной революции» были характерны: расизм, династический монархизм, империализм, антикоммунизм,атлантизм, нейтральное отношение к капитализму, часто католическая ориентация и связь с Южной Германией (Бавария) и Австрией.

Напротив, для левой версии консервативной революции характерны: этнический дифференциализм (без расизма), социализм и органическая демократия, симпатии к Советской Россиии к Востоку в целом, евразийство, антикапитализм, протестантские (или языческие) тенденции, ориентация на Пруссию и Восточную Европу.

Вместе с тем, у обоих версий консервативной революции существовало много общего. Так для консервативно-революционного движения в целом характерны: национализм, ориентация на автаркийное развитие Германии, неприязнь к Просвещению и современной ментальности (вытекающей из духа Французской революции и реформ 1848 года), ориентация на создание «нового порядка», интерес к древней истории Германии, идея справедливого общества, основанного на принципе солидарности (демократической или иерархической), сочетание архаических и традиционных элементов с современной технической мыслью.

384px-Ernst_Juenger_inSG

Эрнст Ю́нгер ( 29 марта 1895, Хайдельберг — 17 февраля 1998, Ридлинген) — немецкий писатель, мыслитель, и офицер, внёсший значительный вклад в военную теорию. Один из главных теоретиков консервативной революции.

После первой мировой войны Эрнст Юнгер вместе с братом Фридрихом Георгом увлекается идеями национал-социализма. В частности, он посвящает экземпляр «Огня и крови»Гитлеру («dem nationalen Führer Adolf Hitler»), который даже назначил встречу с ним, неожиданно отменённую в последний момент). С приходом Гитлера к власти Юнгер начинает отдаляться от НСДАП, отвергая предложения о месте в избирательном списке НСДАП и оскорбительно отзываясь о Геббельсе, впрочем, сохраняя свои взгляды. Противодействие попыткам национал-социалистов заявить свои права на получившего к тому времени известность автора книг о войне выразилось и в отказе Юнгера в 1933 году от места в подвергнутой чистке Поэтической академии (Dichterakademie) и, как следствие, обыском гестапо в его доме. Несмотря на свободомыслие Юнгера, он остаётся неприкосновенным, поскольку Гитлер испытывает к нему пиетет, как к герою Первой мировой войны, участником которой Гитлер был сам.

Он пишет собрание очерков «Листки и камни» (Blätter und Steine, 1934), где скрыто критикует расизм нацистов, роман «Африканская игра» (Afrikanische Spiele, 1936), значительно изменяет «Сердце искателя приключений» (Das abenteuerliche Herz, 1938) и, наконец, создаёт роман «На мраморных скалах» (Auf den Marmorklippen). Изображение фигуры главного лесничего (Oberförster) в этом романе принято понимать как критику нацистского режима. Книга критиковалась за эстетизацию насилия.

419px-Edgar_JungЭдгар Юлиус Юнг  (6 марта 1894 в Людвигсхафен  — 30 июня или 1 июля 1934 в Берлине, или в лесу под Ораниенбургом) немецкий юрист, политик и журналист, один из идеологов «консервативной революции».

Общался с Отто Штрассером, участвовал в распространении антигитлеровской брошюры «Черный получатель».

Давление нацистов на общественное мнение, беспорядки, учиняемые штурмовиками, дезорганизация общественной жизни после 1933 г. вызвали весьма напряжённые отношения Юнга с нацистскими лидерами. Юнг довольно критически относился к нацизму и считал его наряду с марксизмом одной из форм либерализма: «В нацизме либерализм вылился в экстремистскую концепцию государства». Беспрецедентно прямым обвинением национал-социализма была «Марбургская речь» написанная Юнгом для Папена 17 июня 1934 г. Эта речь была настоящим вызовом к нацистам, и именно так была ими воспринята. «Правительство, писал в этой речи Юнг, — хорошо осведомлено о том, что за «немецкой революцией» скрывается эгоизм, бесхарактерность, ложь, нечестность». Юнг писал об анонимной слежке, унифицированной нацистами прессе, подавлении критики, засилии бюрократии. Через две недели 30 июня 1934 г. Юнг был убит в «Ночь длинных ножей». Папен пытался заступиться за своего секретаря, но Гитлер и Геринг, даже не приняли его, а Гиммлер заверил Папена, что Юнг вскоре будет освобождён. Жена Юнга вскоре получила урну с прахом мужа без всяких комментариев, а Гитлер распорядился назначить ей пенсию за мужа.

spann

Отмар Спанн (1 октября 1878 в Вене — деревня Альтман ; 8 июля 1950 в Нойштифт-бай Шлайнинге )  австрийский экономист , социолог и философ. Как теоретик корпоративного государства Спанн был одним из пионеров Австро-фашизма.

В конце 1920-х присоединился к австрийской нацистской партии и получил тайный, непронумерованный членский билет.

Шпанн разработал основные направления реорганизации капиталистического строя в сословный порядок, который, разумеется, был ценен для правых не только как принцип, но в первую очередь как средство унификации и сплочения общества, «атомизированного» демократией, республиканскими порядками. На деле, однако, сословный порядок, бывший некогда частью авторитарного государства, которое в отличие от тоталитарного разрешает автономию в делах религии, воспитания, экономики, будучи внедрённым в условиях XX века, превратился в средство достижения тоталитарного порядка.

Идеями О.Шпанна в 30-е гг. широко пользовались национал-социалисты в своей собственной социальной политике и организации промышленности.

На волне нацистских чисток факультетов Венского университета в 1938 году был отправлен на пенсию, причиной была не антигитлеровская позиция, а «авторитарная точка зрения на корпоративное государство», существовавшая у нацистов.

Сам Шпанн, однако, в 1938 г. был отправлен на 4 месяца в концлагерь Дахау, за критику нацизма. Нацистов не удовлетворяло и то, что Шпанн был правоверным католиком.

441px-Bundesarchiv_Bild_183-R06610,_Oswald_SpenglerО́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (29 мая 1880, Бланкенбург — 8 мая 1936,Мюнхен) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.

От большого ума Шпенглера записали в «идеологи фашизма». Действительно, консерватор Шпенглер презирал буржуазную демократию, справедливо считал ее источником коррупции и моральной деградации, даже голосовал за НСДАП, но затем назвал правительство Гитлера «карнавальным министерством». Коричневый шабаш взбесившейся мещанской толпы отвратил Шпенглера от нацизма. Он несколько раз отказал Геббельсу в его просьбах выступить с речами в поддержку нацизма, вступил в полемику с самим Гитлером, порвал все связи с архивом Ницше, т.к. сестра последнего ревностно поддержала нацистов, отказался от участия в ежегодных фестивалях Вагнера, где собиралась гитлеровская верхушка.

В ночь с 7 на 8 мая 1936 г. Освальд Шпенглер скончался в своей квартире в Мюнхене. В гроб положили его две любимые книги — «Так говорил Заратустра» и «Фауст». Ходили слухи, что его убили гестаповцы…

Stefan_George_1910_Foto_Jakob_HilsdorfСтефан Георге, также Штефан Георге (при рождении — Стефан Антон Георге, 12 июля 1868 Бюдесхейм, теперь часть города Бинген-на-Рейне — 4 декабря 1933, Минусио близ Локарно) — немецкий поэт.

Георге придерживался течения «Консервативная революция».

В последней поэтической книге «Das Neue Reich» (Новое царство) описал новый общественный строй во главе с духовной аристократией («geistig-seelische Aristokratie»). Национал-социалисты попытались, опираясь на эту работу, привлечь Георге на свою сторону; однако Георге мыслил исключительно о духовном перерождении общества и был противником тоталитаризма. После прихода национал-социалистов к власти в 1933 году Георге отклонил предложенную министром пропаганды Геббельсом должность президента новой немецкой Поэтической Академии. Он также не участвовал в торжественном праздновании и факельном шествии, организованных НСДАП в честь его 65-летия. Тяжело больной, он уехал в Швейцарию, которую и так редко покидал с 1931 года, и через несколько месяцев, 4 декабря 1933 года, умер в клинике Св. Агнесы.  До сих пор не ясно, была его поездка в Швейцарию поиском политического убежища или просто запланированной не долгосрочной поездкой. Он был похоронен на кладбище Минусио.

Carl_Schmitt_als_Student_1912Не стал исключением и  Карл Шмитт(11 июля 1888, Плеттенберг,Зауэрланд, — 7 апреля 1985, там же) — немецкий юрист, философ и политический теоретик), прозванный «коронованным юристом Третьего Рейха».  Был членом НСДАП.  Предстал перед Нюренбергским трибуналом — не был осужден, но и не был оправдан. После войны Шмитт жаловался на то, что Гитлер и Франк его соблазнили и обманули….

Причиной краха политической карьеры Шмитта являлось столкновение Шмитта с ведомством СС, которое упрочивало свое влияние в Министерстве науки, рассматривавшейся в качестве «эсэсовского домена», и известный веймарский юрист был здесь совершенно не к чему. Его противниками выступали ответсвенные чиновники эсэсовской элиты Карл Август Экхард, представитель СД в Министерстве науки, Рейнхард Хён, референт по культуре в СД Гейдриха, статс-секретарь МВД В.Штукарт. Шмитту припомнили его связи с политическим католицизмом, и СС стало пристально заниматься «папизмом» юриста в период Веймарской республики. Если бы не защита Й.Попица, советника Геринга и министра внутренних дел Г.Франка, то Шмитт исчез бы за оградой концлагеря и уже воспринимался бы как жертва нацизма. Но этого не произошло. Было достигнуто компромиссное решение, которое выразил Гиммлер в письме Франку 6 декабря 1936 года: «Профессор Карл Шмитт не может занимать никакой официальной должности, ни использоваться в настоящем Союзе права, ни в Академии». Газета «Дойче Альгемайне Цайтунг» 21 декабря 1936 года сообщила об отставке Шмитта с поста в нацистском Союзе юристов по состоянию здоровья. 1 января 1937 года им был также оставлен пост государственного советника .

Взгляды Шмитта на «доктрину Монро» и теорию «великого пространства» критиковались нацистами.

Все вышеперечисленные лица,  имеющие отношение к теории «консервативной революции», в той или иной мере имели конфликты с нацистской партией или испытывали неприязнь к гитлеровскому режиму.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: